Что такое телемедицина2018-09-25T23:51:42+00:00

Что такое телемедицина

История телемедицины

Около пятидесяти лет назад несколько больниц начали экспериментировать с оказанием медицинской помощи на расстоянии для пациентов из отдаленных регионов. Однако в связи с быстрым развитием технологий уже через пару десятилетий телемедицина превратилась в сложный комплекс медицинских услуг, используемый как дома, так и в больницах и прочих медицинских учреждениях.

Современная концепция телемедицины появилась с рождением телекоммуникационных технологий, позволяющих передавать информацию на большие расстояния с помощью электромагнитных сигналов.

Раньше телекоммуникации осуществлялись с помощью телеграфа, радио и телефона. В конце 19-го века радио и телефон только начали показывать себя как жизнеспособные технологии коммуникации. Александр Белл запатентовал телефон в 1876, Генрих Рудольф Герц сделал первый радиопередатчик в 1888. Но только в начале 20 века эти технологии стали популярны, и их стало можно использовать в области медицины.

В 1925 на обложке журнала Science and Invention magazine появилось необычное изобретение доктора Хьюго Гернсбака, которое называлось “теледактиль» Изобретение предполагало использование длинных и тонких робопальцев и технологии радио, чтобы осматривать пациента, находящегося вдали от врача и присылать врачу видеоотчет. Несмотря на то, что это изобретение не вышло за рамки концепта (задумки), оно породило популярное определение телемедицины, о котором мы говорим сегодня – видеоконсультации между врачом и пациентом.

Спустя несколько десятилетий, в 1950-х, несколько больничных систем и научно-медицинских центров начинают экспериментировать над тем, как применить телемедицину на практике. Медицинские сотрудники двух оздоровительных центров Пенсильвании, находящихся в 24 милях друг от друга, передавали рентгеновские снимки по телефону.

В 1950-х канадский доктор выстроил на основе этой технологии телерадиологическую систему, которая была использована в Монреале. В 1959 у докторов из университета Небраски получилось передать неврологические данные студентам-медикам, находящимся в кампусе через двухпотоковое интерактивное телевидение.

К 1964 была налажена телемедицинская связь, которая позволяла предоставлять услуги в больнице штата Норфолк, находящейся в 112 милях от кампуса.

Изначально профессиональные медики использовали эту технологию для того, чтобы предоставлять услуги пациентам, живущим в сельской местности. Но, со временем, медицинские сотрудники поняли, что потенциал концепции этим не ограничивается.

В 1960-х массивные инвестиции от правительства США,  — то есть департамента здравоохранения — привнесли исследования и инновации в телемедицину, в это же время началась массовая рассылка кардиограмм.

Один из особенно успешных проектов, профинансированных правительством, назывался Space Technology Applied to Rural Papago Advanced Health Care (STARPAHC) и был партнерским между НАСА и представителями коренных народов США. Программа предоставляла удаленные медицинские услуги коренным американцам, живущим в резервациях Аризоны и астронавтам в космосе.

Проекты вроде STARPAHC позволяли развивать медицинскую технику, и следующие несколько десятилетий индустрия медицинских технологий бурно росла, и началось ее развитие в других странах.

Телемедицина сегодня

Сегодня индустрия телемедицины развивается быстрее, чем когда-либо до этого. С развитием IT на экспоненциальном уровне растет доступность медицинских технологий.

Телемедицина изначально была создана как способ помочь пациентам, находящимся в далеко от медицинских учреждений. Однако теперь ее роль вышла далеко за рамки изначального предназначения; в современном мире все больше людей хотят экономить время за счет получения медицинских услуг удаленно.

Как следствие, растет количество телемедицинских компаний, предоставляющих удаленные консультации с докторами круглосуточно. Развиваются агрегаторы, объединяющие на базе единой платформы различные клиники. Мобильные приложения в сочетании с носимыми медицинскими гаджетами позволяют отслеживать состояние здоровья пациента дистанционно в реальном времени. Эти же приспособления, которые в домашних условиях могут отслеживать состояние жизненно важных органов, диагностировать инфекции уха, контролировать уровень сахара в крови, уровень кровяного давления, позволяют пациенту собирать необходимую информацию для диагноза доктора, не приходя к нему в офис.

Телемедицина – за и против

В большинстве случаев телемедицина это чистый профит. Она дает доступ к качественной медицинской помощи, особенно в малонаселенных регионах, где она нужна больше всего. Она дает возможность уменьшить затраты на здравоохранение, у нее есть потенциал изменения всей системы здравоохранения  — и в лучшую сторону.

Вот беглый обзор самых больших плюсов и минусов телемедицины.

Плюсы телемедицины

  • Удобство для пациентов. Телемедицина изначально была создана как способ восполнить дефицит врачей, особенно в отдаленных регионах. Теперь телемедицина используется по всему миру, будь то предоставление базовых медицинских услуг в странах третьего мира или удаленная работу с пожилыми пациентами.
  • Экономия на центрах здравоохранения. США тратит порядка 2.9 триллионов долларов на здравоохранение в год, больше, чем какая-либо развитая нация сейчас. Более того, по оценкам двести миллиардов их них уходит на траты, которых можно избежать. Телемедицина может сделать типичные походы к доктору более эффективными.
  • Доступ к консультациям специалистов. С помощью телемедицины растет доступность «узких» специалистов. К примеру, клиника, в которой нет своего рентгенолога, сможет получить консультацию профильного врача независимо от того, где он находится.
  • Описание снимков удаленно. Профессионал-рентгенолог в другом городе может работать днем и описывать снимки для поступившего ночью пациента в другом часовом поясе.
  • Повышение вовлеченности пациентов. Телемедицина повышает уровень вовлеченности пациента в процесс лечения. Более сильная связь «доктор-пациент» безусловно положительно сказывается на ходе лечения.

Минусы телемедицины

  • Требуется приобретение оборудования и обучение персонала.
  • Нарушение непрерывности лечения.
  • Дистанционные консультации далеко не всегда предполагают, что пациент будет наблюдаться у одного и того же врача.
  • Сокращение личного общения с врачами.
  • Для постановки целого ряда диагнозов необходимо личное общение врача и пациента.

Телемедицина используется во многих различных областях медицины, в амбулаторных и больничных учреждениях. Из-за ограниченного доступа к специалистам в некоторых районах и отдаленных местах (особенно в сельских или малонаселенных районах), телемедицина невероятно полезна для любого поставщика медицинских услуг, пытающегося расширить доступ пациентов к качественной помощи.

Какие услуги может предоставлять телемедицина

Телемедицина может использоваться для широкого спектра медицинских услуг. Вот краткий список общих проблем, которые врач первой помощи может лечить с помощью телемедицины:

  • Аллергии
  • Артритные боли
  • Астма
  • Бронхит
  • Простуда и грипп
  • Понос
  • Инфекции
  • Укусы насекомых
  • Фарингит
  • Конъюнктивит
  • Сыпь
  • Респираторные инфекции
  • Синусит
  • Воспаление кожи
  • Целлюлит
  • Ангина
  • Растяжения и деформации
  • Инфекции мочевого пузыря
  • ИМП
  • Спортивные травмы
  • Рвота

Хирург может использовать телемедицину для проведения послеоперационных проверок, чтобы убедиться, что рана не инфицирована. Гинеколог может использовать телемедицину для консультирования по вопросам контроля рождаемости. Эндокринолог может общаться с пациентами через видеочат, чтобы обсудить последние результаты лабораторных исследований и ответить на их вопросы. Это далеко не полный список, но он показывает широкий спектр медицинских услуг, которыми уже можно воспользоваться.

Виды телемедицины

Что вы представляете, когда кто-то говорит «телемедицина»? Самой популярной картиной, вероятно, является врач, консультирующий пациента через видеочат. Двусторонняя видеоконференция быстро становится популярной виртуальной альтернативой личному посещению врача.

Определение телемедицины включает в себя гораздо более широкий спектр медицинских услуг, чем медицинские консультации в режиме реального времени по видео. Телемедицина включает любые клинические услуги, предоставляемые с помощью телекоммуникационных технологий.

Хранение и передача данных

Так называемая асинхронная телемедицина  включает в себя решения для хранения и передачи данных и позволяет поставщикам медицинских услуг отправлять и делиться медицинскими данными пациента (результаты лабораторных исследований, изображения, видеоролики, записи) со специалистом в другом месте. Эти платформы предлагают своего рода сложную, безопасную платформу для электронной почты — способ совместного использования частных данных пациентов.

Асинхронной она называется потому, что специалисту-консультанту, пациенту и второму врачу не нужно, чтобы все общались одновременно.
Хранение и пересылка телемедицинских данных лучше всего подходит для межпрофессиональных медицинских услуг — там, где врач должен переслать диагноз на узкому специалисту. Например, телерадиология в значительной степени опирается на технологию хранения и пересылки данных, которая позволяет техникам и специалистам в небольших больницах делиться рентгеновскими снимками пациента для диагностики специалистом в другом месте. Асинхронная телемедицина также широко используется для теледерматологии и телеофтальмологии.

Хранение и пересылка данных при помощи телемедицины — отличный способ повысить эффективность здравоохранения, так как провайдер, пациент и специалист не должны находиться в одном и том же месте одновременно. Это также облегчает диагностику, особенно пациентов, находящихся в местах, где отсутствуют нужные специалисты

Удаленный мониторинг пациента

Телемедицинские решения позволяют медицинским работникам отслеживать жизненно важные показатели пациента и другие данные о его здоровье на расстоянии. Это позволяет быстро оказывать помощь пациентам, здоровье которых подвержено риску или, например, если они выздоравливают после недавней операции. Этот вид телемедицины иногда также называют «телемониторингом» или «домашним телездоровьем».
Например, пациент с диабетом, у которого есть глюкозный трекер в своем доме, может регулярно измерять уровень глюкозы и передавать данные своему врачу. Если все хорошо, эти результаты просто записываются. Если что-то не так, врач может отметить это и позвонить пациенту для консультации.

Как и большинство телемедицинских инструментов, удаленные решения для мониторинга пациентов облегчают общение пациентам и врачам. Многие решения автоматически записывают и передают медицинские данные пациента, генерируя регулярный отчет для врача. В некоторых случаях эти медицинские данные передаются команде специалистов по мониторингу здоровья, которые несут ответственность обнаружение любых отклонений и оповещение врача – в том случае, если это необходимо.

Ключом к успешному мониторингу пациента через телемедицину является наличие правильных гаджетов для отслеживания состояния здоровья в доме пациента

Телездоровье в режиме реального времени

Телемедицина в режиме реального времени (также называемая «синхронная телемедицина»), вероятно, это то, о чем большинство людей впервые думает, когда они слышат «телемедицина». Телемедицина в реальном времени требует живого взаимодействия как со специалистом в области здравоохранения, так и с пациентом, или между специалистами здравоохранения, используя аудио- и видеосвязь.

Популярность решений для телемедицины в реальном времени быстро увеличивалась за последние несколько лет, поскольку компании предложили доступный и простой способ для пациентов связаться с врачом из любого места и получить немедленное лечение. Имея на руках лишь подключение к Интернету, микрофон и веб-камеру, пациент может теперь получить лечение.

Когда использовать телемедицину

Хотя многие заболевания, не включенные в этот список, можно лечить с помощью телемедицины, эти нижеперечисленные подходят особенно: аллергии и астма, хронический бронхит, конъюнктивит, ИМВП, боли в пояснице, отит, сыпь, респираторные инфекции, диабет, гипертония , психические/поведенческие заболевания , профилактические и оздоровительные услуги.

Телемедицина не должна использоваться, когда требуется индивидуальный осмотр из-за серьезных симптомов или агрессивных вмешательств. Поставщики медицинских услуг должны использовать свое профессиональное суждение для принятия решения о целесообразности применения телемедицины.

Настройка правильного места для телемедицинских визитов

Поставщики медицинских услуг должны создать специальное пространство для телемедицинских визитов, чтобы обеспечить конфиденциальность, правильное освещение и звук, а также избежать перерывов. Когда это возможно, провайдеры должны размещать камеру на уровне глаз.

Составление плана действий в чрезвычайных ситуациях

Составьте план для чрезвычайных ситуаций и сообщите об этом пациенту перед началом визита.

Барьеры перед телемедициной

Несмотря на то, что область телемедицины сильно развилась за последние несколько лет, по-прежнему существуют препятствия на пути широкого ее применения.

Законодательство

Государственное законодательство определяет ограничения и часто — оплату за услуги телемедицины, в этом государстве. Например, любое государство, принявшее закон о паритете телемедицины, поручило частным плательщикам в этом государстве оплачивать телемедицинские визиты с той же скоростью, что и сопоставимый личностный визит. Хотя большинство государств уже приняли законы о паритете телемедицины, изменение законодательства часто является трудоемким, громоздким процессом и может иметь огромное влияние на практику телемедицины в этом государстве.

Процесс оплаты

Оплата расходов на телемедицинские услуги часто не так проста, как для традиционных медицинских услуг. Государственная структура телемедицины постоянно меняется, что влияет на правила об оплате расходов через государственные программы и через частных плательщиков. Хорошей новостью является то, что происходит переход к более широкой оплате телемедицины через всех сторонних плательщиков с меньшими ограничениями.

Стоимость внедрения / оборудования

Рост телемедицинских решений означает, что варианты телемедицины в настоящее время более разнообразны, и многие ее решения более доступны. Однако большинство телемедицинских программ требуют приобретения оборудования, его настройки и обучения персонала новым технологиям — некоторые из них могут быть вне бюджета поставщиков в более мелких независимых практиках. Кроме того, для пациентов, которые могут не иметь доступа к смартфонам или компьютерам с Интернетом, телемедицина в реальном времени может быть недоступна.